» » » ПРОБЛЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
 
 
на правах рекламы

ПРОБЛЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Вадим Литвин от 9-02-2009, 16:11, посмотрело: 2040

0

Анализ состояния национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит выдвигает категорический императив воссоздания национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества.

Представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня, и процесса «естественного отбора».

При анализе кадрового состава нашего правящего, а в нынешней терминологии – политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что когда государство Российское перешло к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся государственные деятели: государственный канцлер Горчаков А. М. полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М..; адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., 
Макаров С. О., Колчак А. В.; поэты и писатели: Пушкин А. С., Достоевский Ф. М., Даль В. И., Бестужев А. А., 
Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели: Лазарев И. П., Белинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А., …

Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт: она воспитывала детей и будущих государственных деятелей с детства; в нравственной строгости; образование носило широкий гуманитарный характер; и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения и быть лидером, а так же несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. Отличительной чертой этой системы, был тот факт, что все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще.

Советская система, взяв этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в Армии и других силовых структурах, но притом, совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть – тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики, которые, несмотря ни на что были, в целом – успешны. Так было.

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения. Трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее правящей элиты – дворянство, переставало служить Отечеству «не щадя живота своего», и становилось рантье.

В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных Силах и еще только обозначена в других силовых ведомствах. Система подготовки военных кадров состоящая из Суворовских училищ, Высших офицерских училищ, Военных академий и Курсов переподготовки офицерского состава – в целом, обеспечивает необходимую преемственность традиций, профессиональных знаний профессионального опыта и идеологии службы. Основа Армии – ее офицерский корпус «служит», а не «зарабатывает» и его жизнь ориентирована на «служебный рост» как служебную карьеру в рамках своей профессиональной корпорации. Именно этим, собственно, все силовые структуры и сильны.

Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России – не способны восполнить недостаток государственных управленцев особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать. Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности. Такое положение дел сегодня создает большие проблемы для России в будущем.

Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из Суворовских (и нахимовского) училищ, и Кадетских корпусов Минобороны и других силовых структур (23 учреждения), и кадетских корпусов Минобразования и субъектов Российской Федерации (более 80).

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы в нашем Отечестве в 1943 году. За шестьдесят четыре года своей работы училища выпустили более 100 тысяч ее лучших сынов, десятая часть которых отдала свои жизни защищая свободу и независимость Отечества. Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта. Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

Тем не менее, в настоящее время российская суворовская военная школа находится в сложном положении, главным образом в связи с моральным и физическим износом учебной и жилой инфраструктуры, нерешенностью вопросов оплаты и престижности труда постоянного состава учебных заведений, неясностью статуса и нечеткостью их предназначения, а также отсутствием соответствующих государственных (и даже ведомственных) образовательных стандартов

В то же время, нельзя не отметить, что в сегодня принимаются серьезные меры к улучшению качества учебной и жилой инфраструктуры СВУ и КК Минобороны, решаются вопросы позволяющие говорить о начале воссоздания национальной суворовской школы России.

Тем не менее, в существующем виде Суворовские военные училища Министерства обороны России, по объективным причинам, не могут качественно выполнять свое предназначение, и в существующей парадигме (базовой схеме) существования практически не реформируемы.

Необходима полномасштабная реформа этой системы.

Первые кадетские корпуса в современной России были созданы в 1992 году по инициативе и непосредственном участии Объединений Российских Кадетских Корпусов За Рубежом, Московского суворовско-нахимовского содружества и Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени русского (сербского) кадета Алексея Иордана.

Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно.

Как следствие, имеют место:

разные программы воспитания и обучения;

разные методы и способы воспитания и обучения;

разные цели и задачи воспитания и обучения;

разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности;

разное финансирование;

разные штаты;

разный уровень преподавания и разное качество образования;

разные цены, которые платят родители и, как следствие – злоупотребления;

воспитатели, которые не имеют специального образования и нигде не готовятся специально.

Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к итогу воспитания детей с определенными изъянами.

В России сегодня нет юридических основ строительства и функционирования кадетских корпусов и вообще учреждений кадетского образования, Закон РФ «Об образовании» вообще не содержит такого понятия как «кадетских корпус», а только«школа-интернат»

Практически все существующие учебные заведения, которые вполне условно можно отнести учреждениям кадетского образования, являются плодом решений Правительств субъектов Федерации или местного самоуправления, принимаемых самостоятельно, и абсолютно произвольно.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя «кадетскими», который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться«кадетским», как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа.

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, а также кадетские корпуса Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации – образуют систему начального (первичного) государственного профессионального образования государственной службы.

Они предназначаются для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

Председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», выпускник Московского СВУ 
1963 года, генерал-майор 
Александр Владимиров

 

Научно-теоретические аспекты программы развития кадетского образования в современной России

Обоснование проблемы, характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в кадетском образовании.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в ценностных ориентациях современного российского общества происходят существенные изменения. С одной стороны, нравственные основы, возвышаемые во все времена в общественном сознании российского народа: патриотизм, верность военной присяге, священное отношение к защите Отечества – стали подвергаться сомнению, даже оспариваться, а с другой стороны Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность стра-ны. Нравственная воспитанность государственного служащего, как офицера, так и гражданского специалиста должна стать основой его профессиональной деятельности и условием его служебного роста. Поэтому педагогическое наследие кадетских корпусов дореволюционной России и передовой педагогический опыт нравственного воспитания, накопленный в суво-ровских военных училищах советского периода, основу которого составляли традиции служения Отечеству, в эпоху современных государственных социально-экономических преобразований и реформирования Российской армии приобретает особую актуальность. М.М. Рубинштейн еще в начале XX в. сформулировал мысль, которая должна стать аксиомой и генеральным направлением для современных историко-педагогических исследований: «Нам жизненно необходимо освободиться от предрассудка, что позади нас только отжившее, умершее, то, что было и исчезло бесследно... На самом деле... история, верно понятая, это не могила, она занимается не похоронами, а главная ее задача говорить о жизни и живом. История учит – вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней» .

На социально-педагогическом уровне актуальность определяется объективно возросшей потребностью государства и общества в высокообразованных, обладающих нравственным стержнем офицерах армии и силовых министерств, способных обеспечить национальную безопасность, законность, правопорядок, и реальным недоверием граждан к морально-нравственной атмосфере в армии и государственных структурах. Актуальность на научно-теоретическом уровне вызвана расхождениями в осмыслении педагогического наследия ка-детского образования с начала XVIII в. по настоящее время. В данный исторический период происходили многократные инверсионные колебания государственной политики в области социально-политических и общественно-экономических отношений от одного «полюса» к противоположному. Если в экономике возможна «шоковая терапия», то в сознании граждан, особенно военных и государственных служащих мгновенное изменение направленности сознания и веры невозможно. Общественная потребность в совершенствовании нравственного воспитания офицеров востребовала историко-педагогические исследования кадетского образования, под которым мы понимаем специально организованный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и формирования нравственного высокообразованного государственного служащего – элиты государственной службы. В Российской Федерации с 1991 г. было создано более 80 кадетских корпусов и кадетских школ (школ-интернатов), без учета кадет-ских классов в общеобразовательных школах. Данная тенденция выявила особую актуальность преодоления недостатков в педагогической подготовленности воспитателей и учителей. С одной стороны, налицо благородный порыв души в воспитании молодого поколения, с другой – к подросткам пришли люди, которые не имеют ни педагогического образования, ни достаточного опыта воспитательной работы в данной области.

Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации.

Цель и задачи: формирование элиты; забота о духовно-нравственном, патриотическом, трудовом и физическом воспитании и качественном общем среднем полном образовании детей-сирот, детей их неполных и малоимущих семей.

Поэтапная разработка, эксперимент и введение ранжирования учебных заведений ка-детского типа по примеру кадетских корпусов дореволюционной России. В соответствии с разработанным Уставом учебных заведений кадетские типа разделить на три класса:

1 класс. Суворовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других федеральных силовых министерств. В них разработан и введен компонент начального профессионального образования государственной службы (9,10,11 кл.), учреждаются специальные классы, по окончании которых кадеты производились в сержанты: МО РФ – общевойсковые; МВД – правоохранительная деятельность и так далее по направлениям.

2 класс. Кадетские корпуса Министерства образования и науки, субъектов федерации, кадетские школы, кадетские школы-интернаты субъектов федерации. В них осуществляется профильное образование. Кадеты этих корпусов после 3-6 лет учебы поступают либо в соответствии с договорами, либо по собственному желанию в высшие, средние специальные учебные заведения. Воспитанникам данных заведениях, имеющим отличные и хорошие оценки и примерное поведение, предоставляется право на перевод учебные заведения 1-го класса для получения начального профессионального образования.

3 класс. Муниципальные кадетские школы, кадетские классы муниципальных общеобразовательных учебных заведений, кадетские клубы. Данные образовательные заведения и общественные детские объединения осуществляют деятельность в соответствии с законодательством РФ, имея основной целью профориентационную работу.

В Уставах учебных заведений кадетского типа 1 и 2 класса обязательно внести в правила приема следующие положения:

без экзаменов принимаются дети погибших на государственной службе родителей, со-ответствующие по здоровью (Россия обязана воспитать и обучить их за свой счет);

вне конкурса принимаются дети, не имеющие родителей, из неполных и малообеспеченных семей, соответствующие по здоровью (Дети не виноваты в том, что взрослые проводят социально-экономические реформы, которые имеют тяжёлые последствия);

перевод из учебных заведений 2 класса в 1 класс после 8 класса по оценкам и результатам собеседования для получения начального профессионального образования.

Разработку государственного стандарта начального профессионального образования по видам государственной службы и его утверждение в ФС по надзору в сфере образования и науки (ориентировочно: в течение 2008-2009 годов) необходимо поручить федеральным ведомствам, имеющим учебные заведения кадетского типа, так как это их непосредственный заказ.

Проведение эксперимента на базе учебных заведений 1 класса: 2-4 СВУ, КК Минобороны РФ и других силовых министерств, 1-2 КК Минобрнауки РФ, 4-6 КК, кадетских школ, кадетских школ-интернатов в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования в 2009-2010 гг., первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование учебных заведений 1 класса – 100% федеральный бюджет; 2 класса – 50% федеральный бюджет, 50% бюджет субъекта федерации; 3 класса – 50% бюджет субъекта федерации, 50% муниципальный бюджет.

Предложения по объемам и источникам финансирования Программы. Финансирование программы включает в себя: научно-педагогическое и методическое обеспечение, включающее в себя педагогический мониторинг; переподготовка и повышение квалификации преподавателей т офицеров-воспитателей СВУ, КК, кадетских школ и кадетских школ-интернатов; усовершенствование учебно-материальной базы учебных заведений кадетского типа в рамках национального проекта «Образование». При Уральском государственном пе-дагогическом университете (г. Екатеринбург) действует региональный центр и научная лаборатория по вопросам безопасности жизнедеятельности, которая способна осуществить разработку и научно-методическое обеспечение системы повышения квалификации офицеров-воспитателей. В качестве эксперимента планируется повышение квалификации офицеров-воспитателей Серовской кадетской школы-интерната. Финансирование данных меро-приятий должно осуществляться 50% федеральный бюджет, 50% бюджет субъекта федерации. Для осуществления расчета финансирования необходимо осуществить мониторинг всех действующих учебных заведений кадетского типа Российской Федерации. Данную работу должно осуществить совместно Комитет по социальной политике Государственной Думы, Министерство социального развития, Министерство образования и науки, общественная организация Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России».

Предложения по взаимодействию. При Комитете по социальной политике Государственной Думы РФ создать координационную комиссию по разработке Федеральной программы «Кадетское образование», в которую бы вошли представители Министерство соци-ального развития, Министерство образования и науки, Министерство обороны, общественная организация Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», научные работники Российской академии образо-вания и педагогических вузов из субъектов федерации, руководители учебных заведений ка-детского типа. Государственные заказчики: Комитет по социальной политике Государственной Думы РФ, Министерство социального развития, Министерство образования и науки, Министерство обороны и другие силовые министерства, заинтересованные субъекты федерации. На разработку Программы должны быть гранты федерального и региональных уровней, на которые объявлен конкурс.

Вероятные риски при реализации Программы, которые, по все вероятности, будут иметь негативный характер:

1.            Внедрения системы профессионального начального образования государственной службы в России – это повторение исторических ошибок. В дореволюционной России отказались от совмещения военного профессионального образования и разделили: кадетские корпуса – среднее общее полное образование и предпрофессиональная военная подготовка; юнкерские училища – военное профессиональное образование. Советский период – экспери-мент 1953-1958 гг. на 3 СВУ (в том числе Свердловского суворовского военного училища), когда были суворовские офицерские военные училища, которые сделали 3 выпуска офицеров. Опыт совмещения среднего общего образования и военного профессионального образования был признан неудачным. Не наступим ли мы уже в третий раз на одни и те же грабли? Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России нецелесообразно без анализа практической деятельности в период их адаптации и карьерного роста (ориентировочно – 10-12 лет).

2.            Идея Генерала Владимирова А.И и др. об обязательном создании в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования, функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответст-вии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет), не имеет под собой достаточной, как законодательной базы в соответствии с разделением полномочий, так и с научно-педагогической точки зрения – отсутствие учебно-материальной базы и педагогических кадров. Реально может возникнуть, что будет мертворожденное дитя, а эксперименты над детьми – это преступление.

3.            Введение в приказном порядке в учебные планы учебных заведений религиозного обучения и воспитания кадет создает возможность разделения по религиозным принадлежностям. Как в России обычно бывает в соответствии с поговоркой: заставь дурака богу молиться – лоб расшибет. Данный перегиб может привести к религиозной ненависти, а у подростков это качество будет на подсознании. Если это будет осуществлено, то через определенный период – это будут религиозные фанатики, которые разорвут Россию на части.

Предварительная оценка эффективности Программы

Необходим педагогический мониторинг отслеживания практической деятельности выпускников учебных заведений кадетского типа: основные критерии: выбор жизненного пути, непосредственно связанного с государственной службой, адаптация, карьерный рост, формирование семьи, проявление высоких нравственных качеств личности чести, долга, ответственности ит.д.

Социальные эффекты:

1.            Элита государственной службы, обладающая высокими нравственными качествами честью, долгом, ответственностью, патриотизмом, гражданственностью, верностью присяге не способна к измене, взяточничеству, халатностью.

2.            Кадетское образование позволяет решать проблему по решению жилья у детей-сирот, детей из неполных и малообеспеченных семей в соответствии с законами о РФ о социальных гарантиях военнослужащим: обучение в кадетских учебных заведениях, высших, средних учебных заведениях МО и других силовых министерств – бесплатное жилье; служба по контракту – служебная жилая площадь; по завершению службы – в соответствии с выслу-гой обеспечение квартирой в собственность.

3.            Наиболее актуальным отсроченным социально-экономическим эффектом является взращивание нового поколения высокообразованных, нравственно-воспитанных российских граждан, ведущих здоровый образ жизни. По предварительным подсчетам на образование одного кадета в год государство и субъекты федерации тратят от 20 до 40 тыс. руб. в год, а на лечение наркомана закладывается в бюджетах различного уровня порядка 200 тыс. руб. Акцентируясь на взращивании элиты гражданской государственной службы, тем не менее и экономический эффект очевиден.

Костоусов Н.С., 
к.п.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности УрГПУ, 
выпускник Св СВУ 1973 г.

Категория: Общие » Публикации

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.